Музыкальное сопровождение в ресторанах становится все более продвинутым, расширяется опыт использования искусственного интеллекта (ИИ), генерирующего мелодии на заказ. Однако эта инновация поднимает серьезные вопросы об авторском праве и отчислениях исполнителям, композиторам и авторам текстов песен.
Не будем отрицать, что для рестораторов, баров, больших магазинов, где звучит музыка, переход на ИИ-музыку выглядит привлекательно, ведь ИИ обещает:
- персонализированную атмосферу: музыка, которую не встретишь ни у кого. Она создается под конкретный стиль заведения, время суток и даже настроение посетителей;
- экономию средств: не нужно платить роялти за использование произведений;
- бесконечный поток новых мелодий: избавление от привычных плейлистов;
- управление брендом: музыка, отражающая уникальный стиль и ценности заведения.
В условиях жесткой конкуренции снижение затрат и создание привлекательной атмосферы, убедительные аргументы в пользу использования ИИ. Но за этой привлекательностью скрывается серьезная проблема: кто получает деньги за музыку, созданную ИИ, если в ее создании не участвовали творческие люди?
При традиционном использовании, композиторы и авторы текстов получают отчисления (роялти) за публичное исполнение их произведений. Эти отчисления позволяют им продолжать заниматься творчеством и зарабатывать на жизнь. Использование ИИ-музыки подрывает эту традицию.
Генерация музыки при помощи искусственного интеллекта порождает много вопросов, ответов на которые до сих пор нет. Если музыка сгенерирована алгоритмом, кто является автором? Кто имеет право на роялти, если такое право вообще возможно? Как в этом случае защитить права авторов, чьи произведения были использованы для обучения ИИ? И как установить этих авторов и вообще перечень произведений, использованных при создании ИИ?
Юридическая практика еще не успела адаптироваться к появлению ИИ-музыки. Не существует четких правил, гарантирующих соблюдения авторских прав при создании ИИ и, определяющих авторские права на произведения, созданные с использованием алгоритмов или непосредственно алгоритмами.
ИИ обучается на огромных базах данных, содержащих музыку, созданную авторами и принадлежащих конкретным правообладателям и находящуюся в общественном достоянии. Если ИИ воспроизводит стиль или элементы композиций известных авторов, возникает вопрос об этичности и законности использования этих элементов.
Широкое распространение ИИ-музыки уже приводит к снижению доходов авторов, что в конечном итоге как минимум негативно скажется на развитии музыкальной индустрии, а как максимум «похоронит» ее значительную часть.
Как отметила официальный представитель РАО по правовым вопросам Наталья Полианчик, использование ИИ уже сегодня наносит ощутимый ущерб реальным музыкантам: «Озвучание коммерческих пространств составляет львиную долю доходов за публичное исполнение, и именно здесь потери музыкантов уже в ближайшее время, по предварительной оценке, приблизятся к 2,5 млрд рублей в год. В целом же из-за ИИ уже прогнозируется, что авторы недополучат около 8,5 млрд рублей, причем к 2030 году эта цифра может вырасти до 11 млрд рублей. Складывается парадоксальная ситуация, при которой индустрия ИИ сначала бесплатно и без разрешения использует охраняемые произведения для тренировки нейросетей, а потом нейросети вытесняют «обкраденных» авторов с рынка».
Необходимо найти баланс между использованием возможностей ИИ и защитой прав авторов. Необходима разработка законодательства, которое четко определит возможные пределы правовой охраны произведений, созданных с использованием или самим ИИ, и механизмы выплаты компенсаций авторам, чья музыка была использована для обучения алгоритмов.
Использование ИИ в музыкальном оформлении ресторанов — это новая реальность. Однако важно помнить, что технологии должны служить обществу, а не ущемлять права авторов. Необходимо найти справедливое решение, которое позволит использовать возможности ИИ, не лишая музыкантов и композиторов средств к существованию и мотивации к творчеству.
Служба информации Copyright.ru